Разновозрастная группа
Возрастные особенности 1-3 летнего возраста:
ПАМЯТЬ
Преобладает двигательная и эмоциональная, частично образная. Возрастают объем и прочность сохранения материала.
В начале 2-го года малыш узнает знакомых людей, даже если он их не видел несколько недель, вспоминает события недельной давности, ориентируется в расположении комнат в квартире и предметов в них. Выходя на улицу, сам подходит к месту, где недавно играл.
К концу 2-го года: помнит события трехмесячной давности.
На 3-м году жизни малыш может вспомнить события, происходившие с ним 6 месяцев назад (например, летом вспоминают зимние события)
ВНИМАНИЕ
Непроизвольное (отсутствует сознательный контроль за выполнением действия) ребенок делает только то, что интересно.
В 1 год может удерживать внимание на одной игрушке 10 минут, а в 3 года – примерно 30 минут при сильной заинтересованности, иногда и больше. Трудно привлечь внимание к предмету, который малыша не интересует, но очень важно побуждать ребенка чем-то заняться, вызывать его интерес, но не принуждать.
ВОСПРИЯТИЕ
В 1 год не способен последовательно рассматривать предмет. Выделяет только один признак, который бросается в глаза. Например, усвоив слово «пти» (птичка) малыш начинает называть так все предметы, у которых есть что-то похожее на клюв.
С 1,2 мес до 2 лет происходит резкое повышение цветоощущения.
В 2,5 года ребенок осуществляет выбор из 2-3 предметов по форме, величине и цвету.
К концу 3-го года ребенок различает круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник, многоугольник. Цвет: красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий, фиолетовый, белый, черный.
МЫШЛЕНИЕ
Основное - наглядно-действенное мышление (т.е. проблемные ситуации разрешаются путем реального действия с предметами).
В возрасте 1-2 лет ребенок, применяет разные способы действия с предметами, чтобы добиться результата. Закатившуюся вещицу ребенок будет также доставать разными способами: с помощью, веревки, палки, ложки и т.п. Это развивается мышление. К концу третьего года жизни появляются зачатки наглядно-образного мышления (ребенок ставит перед собой цель, намечает план действия, действия с предметами заменяются действиями с образами). Зарождаются обобщения. Взрослый может подсказать ребенку выход из ситуации не только действием, но и словом. Например, если малыш настойчиво тянет коробку через прутья кровати, взрослый может дать только словесную инструкцию: «Поверни коробочку, тогда она пройдет». К 2 годам дети имеют четкое представление о назначении окружающих их предметов домашнего обихода и личной гигиены. Они понимают общие вопросы, требующие ответа типа «да» или «нет».
РЕЧЬ
До 1,5 лет речь развивается медленно (ребенок усваивает от 30-40 до 100 слов), редко использует речь. После полутора лет – резкий перелом: малыш начинает требовать называть предметы, произносит слова, которые эти предметы обозначают. 2-й и 3-й годы жизни ребенка – сензитивный период в усвоении речи. Совершенствуется понимание речи взрослых и складывается собственная активная речь.
ИГРА
В 2-3 года заметное место начинает занимать игра. Примерно в 1 г. 3 месяца малыш в игре выполняет не только показанные взрослым действия, но и те, которые наблюдал ранее сам: прижимает куклу, целует ее, укладывает спать; начинает «есть» из пустой чашки, «читает» (как взрослый) Приблизительно в 1 год и 5 месяцев ребенок начинает делать из предметов заместители. Например, хочет умыть куклу, а мыла нет, малыш делает мылом кубик.
ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ
На втором году жизни ребенок может называть своё имя, говоря о себе, усваивает имена взрослых и детей, с которыми общается повседневно, а так же родственные отношения (мама, папа, бабушка). Понимают эмоциональные состояния другого человека. Можно наблюдать, как полуторагодовалый ребенок стремиться утешить расстроенного человека: он обнимает его, целует, дает ему игрушку и т. д. Знает значение слов «можно» и «нельзя», но не всегда в состоянии подчиниться запрету. Заметно меняется характер.
В возрасте 1,5−2 лет появляется слово «нет». В 2-3 года наступает «возраст систематического отказа», когда малыш к месту и не к месту начинает отнекиваться, отказываясь даже от любимых блюд или игрушки. Однако именно такое «взбалмошное» поведение говорит о нормальном психическом развитии малыша. Возбудимые дети могут впадать в истерику, валиться на пол, стучать ногами, рыдать. Однако родителям важно не поддаваться на провокацию, но в то же время «ослабить вожжи», снять часть запретов и предоставить малышу определенную свободу.
Возникает КРИЗИС 3 ЛЕТ (связан с развитием самооценки, стремлении все делать самому). Желания неустойчивы, неконтролируемы. Поведение сопровождается яркими эмоциональными реакциями. Постепенно начинает овладевать правилами поведения. Развивается самостоятельность. Ребенок уже не всегда хочет, чтобы ему помогали. Формируются волевые качества: настойчивость, целеустремленность. Встречая препятствия, преграды, ребенок с удовольствием их преодолевает. Дети легко заражаются эмоциональным состоянием сверстников. Однако в этот период начинает складываться и произвольность поведения. У детей появляются чувства гордости, стыда.
В период от 1 года до 3-х лет развитие мозга и психики ребенка не просто быстрое, а стремительное. В этот период закладываются наиболее важные человеческие способности – познавательная активность, любознательность, уверенность в себе, доверие к людям, целенаправленность, творческая позиция и многое другое.
В период от 1 года до 3 –х лет развитие мозга и психики ребенка не просто быстрое, а стремительное. В этот период закладываются наиболее важные человеческие способности (любознательность, познавательная активность, уверенность в себе и многое другое).